Новый урок на сайте — геометрическая резьба по дереву. В нем вы найдете много интересных рисунков и эскизов, которые помогут вам создать уникальные узоры и орнаменты на дереве. Приготовьте инструменты и приступайте к созданию своих шедевров в стиле геометрической резьбы!
Основы геометрической резьбы по дереву
Трехгранно-выемчатая резьба получила свое название в результате того, что практически все элементы рисунка формируются благодаря трехгранным выемкам. Обычные геометрические фигуры, переплетаясь между собой, формируют полноценный узор.
Для обучения резьбы по дереву с элементами геометрической резьбы нужно освоить технику вырезания простых элементов из дерева, постепенно переходя к более сложным узорам и комбинациям прямых и плавных линий.
Сложная геометрическая резьба по дереву начинается с того момента, когда нужно осваивать комплекс из простых в плане выполнения элементов. Здесь нужна точность распределения каждой части детали.
Геометрическая резьба по дереву – искусство, которое сочетает в себе точность и эстетику. В этом искусстве особенно важен дизайн рисунка на ворота, где геометрические орнаменты придают характер и стиль. Эскизы и альбомы с примерами рисунков помогут вам выбрать наиболее подходящий узор и создать удивительное произведение искусства на своих воротах или других элементах деревянных конструкций. Опыт и вдохновение воплотятся в каждой детали, делая ваш дом уникальным.
Справиться с таким оформлением начинающий мастер точно не сможет, но если тренироваться, то с опытом можно достичь высокого уровня мастерства.
Основные узоры
Трехгранно-выемчатая резьба по дереву может быть представлена комбинаций из любых геометрических фигур или линий. Основными элементами являются такие выемки:
- двухгранная клинорезная (сегмент, сектор, клин);
- трехгранная клинорезная (треугольники);
- четырехгранная (ромб, квадрат, прямоугольник);
- криволинейная (скобка, спираль, круг).
Каждая выемка характеризуется своими параметрами. В частности, имеет свою конфигурацию, глубину и ширину, угол наклона относительно основы.
Путем комбинирования и сочетания выемок с равным интервалом (рапортом) построения создаются более сложные узоры в виде геометрических фигур.
Заточка инструмента для работ по дереву – как правильно?
Затупившиеся резцы могут сделать всю работу по дереву опасной и неэффективной. Ведь истинная радость от неё бывает только тогда, когда инструменты в порядке. Поэтому их необходимо регулярно затачивать. В идеале у каждого мастера должна быть собственный точильный станок, причём желательно с функцией охлаждения. Также не лишней будет и самодельна бормашина, которой можно не только заточить инструмент но подтачивать дерево , придавая деталям большую точность (как ее сделать читайте здесь). Это позволяет избежать перегрева металла, в результате которого происходит потеря прочности и твёрдости металла.
Для заточки округлых и желобчатых резцов предусмотрены специальные приспособления. Резцы при заточке нужно поворачивать по отношению к точильному камню, обеспечивая равномерное прижатие инструмента. Выпуклые и вогнутые точильные камни предлагаются различной зернистости. Порой для поддержания работоспособности инструмента бывает достаточно и доводки на кожаном диске.
Инструменты
Предварительно нужно подготовить рабочее место, на котором будет достаточно свободного пространства. Следует организовать хорошее освещение.
Чтобы приступить к работе нужно подготовить специальные инструменты:
- Графитовый карандаш и линейка для нанесения контурных линий будущего узора на деревянную основу.
- Циркуль для деления полного эскиза на отдельные фрагменты для упрощения работы.
- Нож-косяк, которым производится непосредственное вырезание.
- Пилка нужна для формирования самой деревянной заготовки, на которой будет производиться резьба.
- Прямая стамеска может стать вспомогательным инструментом для ножа-косяка.
Набор необходимых инструментов собран. Остается определиться с шириной рабочей части ножа. Данный параметр подбирается в соответствии с размерами рисунка. Дополнительно может понадобиться ластик и наждачная бумага с мелким напылением.
Древесина
Чтобы качественно выполнить работу и упростить процесс резьбы, стоит изначально выбрать подходящую древесину. Каждый сорт дерева имеет особенные свойства, которые могут стать актуальными при изготовлении конкретного узора:
- Твердые породы деревьев выбирают для обработки профессионалы с большим опытом работы. Создавать узоры на такой основе сложно, но результат оправдывает приложенные усилия.
- Самые твердые породы сложные в обработке даже для специалистов. Такой вариант выбирают обычно в крайних случаях, если изделие должно обладать высокими эстетическими свойствами.
- Мягкая древесина из липы, сосны или ольхи станет отличным плацдармом для начинающего мастера. Работать с материалом просто. Элементы резьбы получаются ровными и аккуратными даже без особых усилий.
Липа является самым популярным типом древесины и у профессионалов. Древесные волокна формируют красивый узор на основе, основа не раскалывается в процессе работы. Работа с сосной может усложниться, если волокна начнут раскалываться под стамеской. Оптимальным вариантом станет осина.
Подготовка к работе
Приступить к созданию узора на деревянной основе можно только после проведения подготовительных мероприятий. Состоит подготовка из нескольких этапов:
- Предварительная подготовка деревянной основы.
- Подготовка поля под будущий эскиз.
- Создание эскиза на «полотне».
Далее производится непосредственный процесс резьбы.
Подготовка заготовки из дерева
Нужно отпилить от куска древесины досточку нужных размеров. Для первого раза достаточно взять небольшое полотно с толщиной в 2 см.
Поверхность нужно отшлифовать наждачной бумагой. Сильно затирать не стоит – достаточно убрать мелкие сколы и занозы. Удаление таких дефектов позволит легко скользить инструменту по поверхности. Дополнительно на руках не останутся занозы.
Подготовка поля
Ровную гладкую поверхность нужно расчертить. С помощью линейки и карандаша поделить всю площадь на клеточки со стороной в 5 см. Параметры клеток зависят от величины узора и его «подробности».
Расчертить заготовку по всему периметру. Каждая ячейка станет основой для формирования элемента будущего орнамента.
Создание эскиза узора
Проходя между ячейками, формируется узор, который в дальнейшем будет вырезаться ножом. Можно использовать такой, как представлен выше, или более сложный – все зависит от уровня мастерства мастера.
В более сложных версиях орнамента используются плавные изогнутые линии.
Процесс резьбы
Подготовка к работе
Когда мы приобрели все необходимое, можно приступать к освоению методики вырезания фигурок своими руками.
Однако вначале мы беремся не за нож, а за карандаш:
Эскиз рейной совы
- На листе бумаги делаем несколько набросков, прорисовывая основные элементы нашей будущей фигурки. Это опытные мастера могут работать «от материала» – нам же на первых порах желательно иметь заранее продуманный эскиз.
- Если есть возможность, то разделяем будущую фигурку на несколько частей, которые затем можно будет собрать на штифтах. Очень часто по такому методу вырезают длинные хвосты животных, конечности, расположенные перпендикулярно основной плоскости и т.д.
- Затем берем заготовку и отмечаем на ней основные части будущей фигурки. Конечно, полностью переносить рисунок не нужно, но основные линии должны быть у нас перед глазами.
- Затем обрезаем части заготовки, которые не будут использоваться в работе.
Важно! Не стоит обрезать излишки точно по границе эскиза. Как правило, мастера оставляют части древесины на краях и спиливают их в последнюю очередь с уже практически готового изделия – так куда удобнее держать фигурку при резьбе.
Черновая обработка
Инструкция по черновой обработке будет следующей:
- Вначале от заготовки отрезаем или отпиливаем все части, которые будут выходить за пределы фигурки. Наша задача – получить простую геометрическую форму, контурами повторяющую будущее изделие.
- Затем на границах частей фигурки (голова, туловище, конечности) делаем пропилы, глубина которых чуть меньше требуемой по эскизу.
- Используя нож для резьбы, начинаем формировать контуры каждой части, срезая фрагменты древесины от пропила до пропила. Удобнее всего начинать с углов заготовки, постепенно выводя каждую деталь на восемь граней.
- Продолжаем работу, снимая с каждым разом все более тонкую стружку.
Чистовая обработка
После того как мы вывели общие контуры фигуры, нам необходимо переходить к формированию мелких деталей, рельефных элементов и орнаментов. Для этой цели используем не только стандартный нож, но и дополнительные резцы, которые были перечислены в предыдущем разделе.
Важно! Тонкая работа требует применения идеально острого инструмента, потому прежде чем начать резьбу, вначале затачиваем все лезвия на абразивных брусках, а затем правим на кожаном ремне с использованием хромосодержащих паст (ГОИ и аналоги).
Чистовую обработку выполняем таким образом:
- На черновую заготовку наносим контуры будущих элементов.
- Края вырезаемой детали обозначаем либо с помощью проколов шилом, либо путем прореза на необходимую глубину с использованием острия ножа.
- Затем выполняем резьбу, выбирая каждым движением небольшое количество древесины и при необходимости сглаживая углы.
- Качественно прорабатываем углубления, вначале процарапывая их с помощью копьевидных инструментов, а затем формируя края ножом-косяком или угловой стамеской.
- Если эскиз предусматривает наличие сквозных отверстий, то вначале просверливаем паз с помощью тонкого сверла, а затем расширяем, обрабатывая края резцами.
- На гладкие поверхности наносим рельеф из множества однотипных элементов – насечку или выборку.
Естественно, чем меньше будет размер декоративных элементов, тем сложнее нам будет работать, так что начинать лучше с достаточно крупных объектов, постепенно совершенствуя мастерство фигурной резьбы.
Отделка фигурки
Чтобы деревянные фигуры животных для интерьера и другие детали выглядели привлекательно и долгое время сохраняли свой первозданный внешний вид, их необходимо подвергнуть защитной обработке:
- Вначале с помощью наждачной бумаги шлифуем все участки, которые должны быть идеально ровными и гладкими.
Совет! Рельефные поверхности, такие, как имитация меха или чешуи, стоит также обработать абразивом для снятия заусенцев. Но в этом случае шлифовку нужно проводить предельно аккуратно, чтобы не «смазать» текстуру.
- Протираем фигурку влажной ветошью, снимая мельчайшую древесную пыль.
- Обрабатываем изделие морилкой или другим составом, защищающим дерево от гниения.
- Сверху наносим несколько слоев лака, который предотвратит попадание влаги в целлюлозные волокна.
Технология геометрической резьбы
Прием геометрической резьбы по дереву выглядит следующим образом – происходит прорезание дерева вдоль волокон и прорезанные против направления волокон. Игра света простых геометрических фигур, сложенных в единую композицию, зависит от угла наклона срезов древесины.
Вырезание простых фигур
Научиться геометрической резьбе по дереву можно только после того, как будут освоены азы изготовления самых простых фигур. Технология изготовления некоторых элементов:
- Сколышек. Первый надрез формируется перпендикулярно линии рисунка, а второй – под определенным углом к первому. При этом нож идет от другой линии рисунка. Получается треугольник.
- Ромб. Первая часть формирования ромба полностью соответствует изготовлению сколышка. А потом в зеркальном отображении делается второй такой же сколышек.
- Витейка. Это последовательная цепочка, состоящая из смещенных на одинаковое расстояние друг от друга сколышков.
Принцип вырезания таких элементов осваивается в самом начале.
Техника выполнения более сложных фигур
Чтобы получить полноценный геометрический рисунок на дереве нужно освоить технику формирования более сложных элементов трехгранной резьбы:
- Пирамида. Фигура, состоящая из трех треугольников, которые соприкасаются в одной точке под одинаковым углом относительно друг друга. При изготовлении такого элемента нужна точность.
- Звездочка. Фигура формируется благодаря распределению по кругу нескольких пирамид.
- Квадрат. Нужно срезать кусок древесины под углом к ее основанию. Стружку нужно отколоть ножом по вертикали.
- Розетка. С помощью циркуля начертить круг. В нем зарисовать ее несколько таких же фигур, но меньшего диаметра. Потом формируются диаметральные линии.
Изготовление квадрата и розетки требует наличия опыта. Даже мастер со средним уровнем мастерства может не справиться с таким заданием.
Освоив изготовление основных узоров, можно создавать настоящие шедевры. Важно, умело комбинировать между собой самые простые геометрические фигуры.
Меры безопасности
Меры безопасности заключаются в умении правильно держать нож в процессе работы в разных направлениях. Есть несколько положений, которые нужно знать новичку:
Дополнительной мерой безопасности станет фиксация заготовки древесины, чтобы она или нож не соскочили в процессе работы. Также лезвие ножа должно быть острым. Если сильно придется надавливать на нож, то есть огромный риск его соскакивания.
Геометрическая резьба по дереву считается несложным видом работы с деревом, но все же требует определенных навыков. Дополнительно нужно умело владеть ножом для работы с деревом. Если разобраться в построении узоров и создании определенных элементов, то все получится.
Инструментарий и материалы
Инструменты резчика
Если вы хотите научиться вырезать деревянные фигуры для сада своими руками или же освоить технику более мелкой резьбы для изготовления интерьерных поделок, то в первую очередь вам необходимо озаботиться наличием подходящего инструмента. В принципе, резать дерево можно даже перочинным ножом, но новичку будет куда проще использовать специализированные приспособления.
Итак, в набор-минимум будут входить:
- Резак – нож с относительно коротким лезвием, скошенным под 350. Этот инструмент является основным, поскольку применяется и для грубой обработки, и для формирования мелких деталей.
Обратите внимание! В качестве резака можно использовать практически любое достаточно прочное изделие, но лучше все-таки приобрести специализированную модель. Новичку подойдёт богородский нож, европейская модель резчицкого ножа, Pfeil Junior или аналоги.
- Косяк – еще один нож с коротким лезвием, скошенным, как правило, на 600. Косяки обычно используют для формирования орнамента на плоскостях, но деревянные садовые фигуры обычно имеют большой размер, так что свободные поверхности для украшения у вас точно будут.
- Стамески – плоские, полукруглые и угловые. Применяются для выборки материала и формирования углубленного рельефа. Для фигурной резьбы по дереву лучше всего брать идеально острые изделия с грибовидной ручкой и чуть изогнутым лезвием.
- Клепики – те же стамески, но с копьеобразным лезвием. Применяются для проработки мелких деталей, поскольку дают возможность делать вырез в труднодоступном месте.
Кроме того, если вы решили сделать целый деревянный фигурный уголок из нескольких фигур, то вам понадобятся и специфические резцы – клюкарзы, штихели, ложкорезы и т.д. Впрочем, новичку лучше осваивать инструментарий постепенно, пробуя новые методики резьбы одну за другой.
Кроме собственно инструментов резчика, нужно обзавестись такими приспособлениями:
- Пила – для выпиливания заготовок.
- Дрель.
- Набор буравов на деревянных или пластиковых рукоятках.
- Рашпили разного размера.
- Шлифовальная машинка.
Все это поможет нам не просто вырезать фигуры животных из дерева, но и делать их максимально привлекательными.
Подбираем древесину
Каждый опытный резчик знает, что наилучшего результат можно добиться, лишь подобрав подходящий материал.
Вот почему стоит взять за правило, отправляясь на прогулки в лес, присматривать корешки, пеньки и ветки интересной формы:
- Колоды – отлично подойдут для изготовления простых ростовых фигур. Из обычного полена можно вырезать садового гнома с минимальными усилиями, так что здесь сложная форма нам будет не нужна.
Коряга – отличная заготовка для сюжетной резьбы
- Комли деревьев с выступающими корнями и нижними ветками – хороший выбор для изготовления зверей. Как правило, выбираются такие заготовки, у которых выступающие части повторяют форму конечностей.
- Фигуры котов из дерева, а также некоторые другие изделия можно делать из разветвляющихся стволов.
Деревянный кот
Если же говорить о самой древесине, то использовать можно практически все.
Однако наилучшими решениями для резчика будут такие:
- Тополь.
- Ольха.
- Осина.
- Липа.
- Яблоня.
- Лесной орех.
Все эти материалы отличаются мягкостью, потому не затупляют инструмент и позволяют придавать изделию форму без дополнительных усилий.
Несколько хуже следующие варианты:
- Сосна – слоится, иногда раскалывается под ножом, но долгое время сохраняет белизну.
- Ель – имеет менее выраженные, чем у сосны, годичные кольца, но при этом плохо поддается резке.
- Клен – обладает достаточно плотной древесиной, потому из него удобно резать миниатюрные фигурки (шахматы, солдатиков и т.д.).
- Дуб – очень плохо поддается резьбе, но при этом отличается весьма привлекательным внешним видом. Нужно отметить, что стоимость качественных декоративных изделий из дуба весьма высока.
Обратите внимание! Вне зависимости от того, какую древесину вы выбрали, материал должен быть сухим и целым, т.е. не поврежденным жуками-древоточцами или гнилью.
Что означают рисунки на наличники?
Рисунки на наличниках могут иметь различное символическое значение, в зависимости от конкретного дизайна и культурного контекста. Вот несколько общих примеров:
-
Флористические узоры: цветочные и растительные узоры на наличниках могут символизировать природу, жизнь и процветание.
-
Геометрические узоры: геометрические узоры на наличниках могут иметь различные символические значения в зависимости от конкретной культуры. Например, в исламском искусстве геометрические узоры могут символизировать единство и божественную гармонию.
-
Религиозные символы: наличники могут иметь религиозные символы, такие как кресты, полумесяцы, знаки зодиака и другие, которые отражают культурные и религиозные традиции.
-
Исторические мотивы: наличники могут иметь изображения, отражающие исторические события и легенды, а также традиционные мотивы, передающие культурные и этнические особенности.
Это лишь несколько общих примеров того, какие символы могут быть изображены на наличниках. Конкретный дизайн и символическое значение будут зависеть от культурных и религиозных традиций и исторических особенностей той или иной культуры.
Добавить комментарий