Технология и особенности установки бетонного замка для бордюрного камня своими руками

Установка бортовых камней, или бордюров, представляет собой важный этап работ при укладке мощения. Давайте обсудим почему это так важно, какие правила существуют для установки бордюров, а также какой разнообразный ассортимент бордюров предлагается современными производителями.

Если мы рассмотрим вопрос о бетонных замках для бордюра, то можно выделить их значимую роль в этом процессе.

Закрепление краевых участков мощения бордюром — надежный способ повысить эксплуатационные качества и продлить срок службы тротуарного покрытия.

Так как мощение воспринимает внешнюю эксплуатационную нагрузку за счет заклинки элементов, то край тротуарного покрытия (будь-то городской тротуар или садовая дорожка) должен быть надежно зафиксирован бетонным бордюром

или другими способами — гранитным бордюром, металлическими полосами, мелкоштучными элементами мощения.

Бордюр позволяет предотвратить постепенное вымывание или вынос материала из подстилающего слоя и последующее разрушение мощения (т.н. расползание тротуарной плитки). Также бордюр выполняет функцию разделения границ — например, между мощением и газоном, или между мощением и дорожным полотном.

Бордюр устанавливается на жесткий бетон или гарцовку и закрепляется раствором по торцам.

Назначение и виды бордюрных камей

Бордюры используются для отделения площадок с разным покрытием и/или разной нагрузкой. Они могут отделять дорожки от газонов, клумб, сада или огорода, служить границей пешеходной и проезжей части и т.д.

Они выполняют сразу несколько функций:

  • служат для визуального оформления дорожек;
  • перераспределяют нагрузку;
  • защищают дорожки от вымывания и разрушения.

Если вы хотите, чтобы дорожки служили долго, по краю нужно установить бордюр. Он удерживает все материалы, не давая разрушаться или менять форму.

Бордюры или бордюрные камни есть различных размеров, делают их из разных материалов, применяют разные технологии. Самый распространенный вид — бетонные бордюры, но есть еще пластиковые, вибропресованные.

ООО Дорожное Ремонтно-Строительное Управление-77

Установка бортового камня, бортовой камень, бордюрный камень, садовый камень, бордюр дорожный, бордюр садовый, бордюр тротуарный,дорожный бордюрный камень, дорожный бордюр.

Установка бортового камня необходимо для разделения проезжей части от пешеходных зон, газонов и укрепление кромки дорожной одежды.

Установка бортового камня целесообразно производить также на тех участках автодорог, где есть риск размытия обочин и откосов от дождя. Правильная установка бортового камня является дисциплинирующим фактором для водителей. Установка бортового камня придаёт вид законченного инженерного сооружения. А также бортовой камень является важным функциональным элементом при благоустройстве территорий. Как показывает практика, если бортовой камень не использовался при укладке тротуарной плитки, то в случае таянья снега или при большом количестве выпадаемых осадков тротуарная плитка со временем расходиться и разрушается. Установка бортового камня как полноценный этап дорожного строительства, требующий знаний технологий и профессиональных навыков.

Одно лишь подготовка основании для бортового камня, проведённая с самодеятельной безответственностью, может свести к нулю надежность этого элемента дорожного полотна. А, разрушения бортового камня — это прямое разрушение и самого дорожного полотна и тротуаров. Бортовые камни устанавливают обычно одновременно со строительством оснований дорожных одежд. Основное требование, предъявляемое при установке бортовых камней, — соблюдение прямолинейности в плане и профиле.

Лучшим материалом для основания является бетон. Обычно применяют бетон марки (по прочности на сжатие) 100-200.

Последовательность работ по установке бортовых камней следующая:

  • инструментальная разбивка;
  • подготовка земляного полотна;
  • подготовка основания из песка;
  • установка опалубки;
  • устройство цементобетонного основания;
  • установка бортовых камней;
  • укладка цементобетона в опалубку;
  • заделка и расшивка швов.
Установка, монтаж и демонтаж бортового камня и дорожных плит ед.измер. цена, руб.
1 Демонтаж бортового и садового камня с вывозом м.п от 320
2 Установка дорожного бортового камня (100*30*15) м.п от 490
3 Подготовка под основания бортового камня с материалами м.п от 640
4 Демонтаж дорожных плит м2 140
5 Устройство покрытий из дорожных плит 3000*1750 м2 от 1200
6 Наращивание горловин колодцев шт. 5000

Виды бетонных поребриков и бордюров

Бетонные бордюрные камни самые распространенные, есть они разных размеров. Делят их на две категории:

  • Дорожный камень. Более широкий и высокий, часто с арматурой внутри (один-два стальных прута диаметром 12-14 мм). Используется для отделения проезжей и пешеходной части.
  • Бордюрный камень (называют еще поребрик, садовый или тротуарный бордюр). Меньшего размера и веса, без армирования. Обычно отделяют пешеходные дорожки от газонов. Может выдерживать кратковременные наезды легкового автомобиля. При более серьезных и постоянных нагрузках их ставить нежелательно, так как они разрушаются.

Дороги не всегда прямые — есть изгибы. Резкие повороты под углом сделать просто — поставить под нужным углом, а место соединения зафиксировать бетонным раствором. Для плавных поворотов есть радиусные фрагменты с разными радиусами закругления. Их можно использовать для создания ограждения для круглых, овальных клумб.

Устройство песчаного слоя

Выравнивающий слой устраивают из песка или гравийно-песчаной смеси толщиной 10 см. Песок доставляют автомобилями-самосвалами и сгружают на проезжей части у земляного ящика в 5-6 местах, автогрейдером сдвигают песок в земляной ящик и распределяют равномерным слоем.

Песчаный слой окончательно планируют вручную под рейку и утрамбовывают ручной трамбовкой. Толщину слоя контролируют шаблоном от головки штыря. После устройства песчаного слоя прилегающую грань бетонного покрытия смазывают жидким битумом.

Размеры

Бордюрные блоки обычно выпускаются длиной 1000 мм, те, которые предназначены для отделения пешеходных дорожек от плодородного грунта — длиной 850 мм. Еще встречаются элементы длиной 500 и 400 мм. Обычно это поребрики для дорожек из тротуарной плитки. Они выпускаются не только по технологии литого бетона, но и по технологии вибропрессования, по которой изготавливается сама тротуарная плитка.

По высоте бордюрный камень может быть:

  • 300 мм — для отделения тротуара от проезжей части;
  • 200 мм, 180 и 150 мм — для дорожек.

По ширине 200, 180 мм (дорожный камень), 150, 100, 80 мм (бордюрный камень).

Заполнение швов цементным раствором

Швы на стыках камней заполняют цементным раствором состава 1:2 из цемента марки 400. Раствор доставляют с растворного узла либо приготовляют на месте работ.

Швы заполняют цементным раствором при помощи мастерка. После того, как в шве цементный раствор потеряет подвижность, расшивают швы. Готовый шов укрывают полиэтиленовой пленкой.

Через 30-42 м устраивают шов расширения, в который вставляют строганую обрезанную по профилю бортового камня доску толщиной 15-20 мм.

Монтажные петли, расположенные с тыльной стороны камней, отгибают книзу.

Пазухи земляного ящика с тыльной стороны бортовых камней засыпают грунтом при помощи автогрейдера и уплотняют деревянной трамбовкой. Пазухи между бортовыми камнями и бетонным покрытием заполняют цементным раствором, а между бортовыми камнями и асфальтобетонными покрытиями — асфальтобетонной смесью.

Установка бордюра на пескоцементную смесь или бетон

На грунтах, склонных к пучению, устанавливать бордюрный камень нужно на подсыпку из песка и щебня, поверх которой укладывается слой бетона, в него укладывается бордюр. При таком монтаже бордюры стоят годами без проблем. Порядок действий такой:

  • При помощи колышков, установленных в ключевых местах и натянутых между ними шнурков, производят разметку.
  • По сделанной разметке выкапывают траншею. Ширина должна быть такой, чтобы по бокам установленного камня было расстояние 10-15 см с каждой стороны. Глубина выбирается так, чтобы слой утрамбованного щебня на дне был не менее 10 см, сверху — не менее 5 см пескоцементного раствора, а сам бордюрный камень возвышался над поверхностью дорожки не менее чем на несколько сантиметров (сколько конкретно — зависит от вашего желания).

  • Дно готово траншеи выравнивают и утрамбовывают (при использовании виброплиты ширина траншеи делается по ширине плиты).
  • Укладывают слой геотекстиля плотностью не менее 160 г/м². Этот слой нужен для того, чтобы песок и щебень не перемешивались с грунтом. Он увеличивает продолжительность эксплуатации бордюра, снижает вероятность сдвигов при весеннем пучении.
  • Насыпается слой крупнозернистого песка или щебня крупной или средней фракции (20-40 мм). Минимальный слой — 10 см, оптимальный — 15 см. Щебень трамбуется.
  • Из песка (3-4 части) и цемента (1 часть) замешивается густой раствор (воды очень мало, только чтобы можно было размешать). Он укладывается толщиной 5-7 см (лучше 7 см) на щебень.

  • На бетон укладывается бордюрный камень, выравнивается по уровню (в горизонт или с уклоном — зависит от геологии участка).
  • Вокруг установленного и выставленного в нужном положении фрагмента укладывается замок из пескоцементной смеси толщиной 5-7 см и высотой около 10 см.
  • После схватывания бетона оставшееся свободное пространство между установленным поребриком и краем траншеи засыпается песком или щебнем, трамбуют, сверху присыпают грунтом.

При соблюдении этой технологии установки бордюрного камня вероятность того, что при пучении он сдвинется с места очень низка.

Инструменты и материалы, необходимые для самостоятельной укладки бордюрного камня

Для обозначения границ тротуаров, клумб и других элементов дизайна используют бордюр. Поребрик из бордюрного камня удерживает песок основания и края садовых дорожек, сохраняет целостность полотна.

Конструкционные элементы изготовляются из дерева, пластика. Категория каменных материалов включает в себя бетонные и керамические изделия, природный камень, клинкерный кирпич. В зависимости от назначения различают магистральный, дорожный и садовый бордюры.

Бордюрный камень

Для благоустройства приусадебной территории изготавливают бетонный бордюр в виде отдельных элементов заданного размера и монолитной конструкции. Выбор варианта зависит от конфигурации дорожки, требований к дизайну. Качество самостоятельно изготовленного бордюра уступает изделиям промышленного производства.

Для работ нужно подготовить:

  • штыковую и совковую лопаты для земляных работ;
  • мастерок для выравнивания бетона;
  • бетономешалку для приготовления песчано-цементной смеси;
  • шнур и колышки для разметки;
  • резиновый и металлический молотки;
  • уровень;
  • угловую шлифовальную машину с насадкой из алмазного круга.

При укладке потребуется бордюр, выбор которого зависит от назначения полотна. Для подготовки основания нужен песок и щебень, а для приготовления бетона — цемент марки М400, М500.

Как поставить на песок

Если грунты не склонны к пучению, можно обойтись без бетона. Так поставить можно только поребрики — бордюр для пешеходных дорожек или ограждение для клумбы, цветника. При всем при этом такой способ установки не дает гарантии того, что дорожка не будет разрушена. Технология установки аналогично описанной выше до того места, где надо укладывать бетонный раствор.

Под поребрик укладывается только щебень и хорошо трамбуется. Толщина слоя должна быть не менее 15 см. После того как вставили бордюрный камень по уровню, промежуток между боками камня и стенками траншеи заполняется тем же щебнем и хорошо трамбуется. При таком методе установки, свернуть ограждение можно даже если на него наступить под неудачным углом. Но как временный вариант — на несколько месяцев — такой способ установки подойдет.

Устройство земляного ящика

Земляной ящик устраивают автогрейдером, на отвале которого монтируют дополнительный профильный нож ( рис. 2).

После устройства земляного ящика шириной 0,6 м делают разбивку линии установки бортовых камней: по линии лицевой грани бортовых камней (примыкающей к покрытию дороги) на стыках через 12-15 м забивают металлические штыри под нивелир так, чтобы головки штырей имели проектную отметку верхней грани бортовых камней. По верху штырей натягивают шнур (проволоку).

Рис. 1. Технологическая схема установки бортовых камней:

1 — автогрейдер; 2 — песок; 3 — разложенные камни; 4 — автокран; 5 — установленные бортовые камни

Рис. 2. Приспособление к ножу автогрейдера для рытья земляного ящика:

1 — отвал автогрейдера; 2 — нож; 3 — дополнительный отвал для рытья земляного ящика; 4 — болты М12

По нивелировочным отметкам по рейке зачищают земляной ящик. Глубину ящика контролируют шаблоном от головки штыря и от натянутого шнура.

На обочине в пониженных местах устраивают временные воздушные воронки для отвода дождевой воды.

Как правильно установить тротуарные бордюры?


Установка тротуарных бордюров — это процесс, который требует определенной подготовки и умения работать с инструментами. Вот основные шаги, которые нужно выполнить для правильной установки тротуарных бордюров:

  1. Подготовка места установки: перед началом установки бордюров необходимо подготовить место, где они будут размещены. Для этого нужно удалить траву, землю, камни и другие препятствия, которые могут мешать установке бордюров. Также нужно убедиться, что поверхность ровная и находится на нужном уровне.

  2. Расстановка бордюров: после того, как место подготовлено, можно начинать расстановку бордюров вдоль края тротуара. Бордюры должны быть размещены в одной линии, с равными промежутками между собой.

  3. Разметка глубины: после расстановки бордюров нужно определить глубину установки, для чего используют специальные инструменты. Глубина установки должна быть примерно на уровне поверхности тротуара или чуть ниже, чтобы обеспечить устойчивость бордюров.

  4. Рытье канавки: после определения глубины нужно начать рытье канавки для установки бордюров. Ширина канавки должна быть достаточной для установки бордюра, а глубина — соответствовать ранее определенному уровню.

  5. Установка бордюров: когда канавка готова, можно начинать устанавливать бордюры внутрь нее. Бордюры должны быть установлены строго вдоль линии, с равными промежутками между собой.

  6. Заливка бетоном: после установки бордюров нужно заливать их бетоном, чтобы обеспечить их устойчивость. Бетон должен быть размещен на расстоянии примерно 10 см от верхней части бордюра.

  7. Завершение работ: после заливки бетоном нужно дать ему время для затвердения и затем убрать остатки грязи и мусора с поверхности тротуара.

Это основные шаги, которые нужно выполнить для правильной установки тротуарных бордюров. Важно также

…не забывать профессиональный подход и использование необходимых инструментов и материалов. Некорректная установка бордюров может привести к неравномерному расположению, неустойчивости и повреждению покрытия тротуара, а также созданию опасных условий для прохожих. Поэтому, если у вас нет достаточного опыта в установке тротуарных бордюров, рекомендуется обратиться к специалистам или квалифицированным строительным организациям.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *